С какими секретами связан легендарный полёт Юрия Гагарина? Заметки к юбилею

Нашим молодым современникам трудно представить себе, какой режим секретности существовал в Советском Союзе пятьдесят лет назад.

Было засекречено буквально всё. Если, например, в городе N имелись заводы военно-промышленного комплекса, то этот город, скорее всего, был полностью закрыт для иностранных гостей. Шпиономания в стране иногда была просто шизофренической.

Долгое время после первого полёта человека в космос были засекречены многие детали полёта Гагарина, даже то, что место посадки оказалось незапланированным и полёт не всегда проходил в штатном режиме. Об этом знали лишь немногие посвящённые.

Итак, 12 апреля 1961 года. Я в то время жил в Саратове, в коммунальной квартире, в доме, расположенном в непосредственной близости от аэропорта. И многие жильцы дома, в частности, нашей коммуналки, работали в различном качестве в аэропорту.

Мой отец, будучи уже на авиационной пенсии, продолжал работать в подразделении радиосвязи штаба. По-военному, штабом, называли в те времена здание, в котором располагалась служба, управляющая техническим обеспечением работы аэропорта.

Было замечательное солнечное утро. Я сидел за рабочим столом в своей комнате и делал уроки. В том году я оканчивал восьмой класс и был довольно прилежным учеником. Вдруг в общем коридоре раздался шум и я услышал громкий ликующий голос моего соседа: «Юрка Гагарин в космосе!!»

Я выскочил в коридор и принял участие в общем ликовании всех, кто в это время находился дома. Чуть позднее пришёл на обед мой отец и сообщил мне главную новость дня: Юрий Гагарин приземлился неподалёку от Саратова в заволжской степи. И пообещал, что после уроков сводит меня к себе на работу и даст прослушать магнитофонную запись радиопереговоров с экипажем вертолёта, принявшего на свой борт первого космонавта.

Помню, что в школе в тот день все уроки прошли в особом праздничном настроении. Когда на одном из уроков начали обсуждать волнующую всех новость, я не удержался и сказал, что Гагарин приземлился недалеко от Саратова. Последовал вопрос: откуда я могу это знать? Нигде в новостях об этом не упоминалось! Тогда я наивно ответил: «Мне сказал об этом папа». В ответ на моё заявление класс громко расхохотался. Никто не поверил, что Гагарин в тот день находился в такой близости от нас.

После уроков я отправился к отцу на работу. Он меня уже ждал и сразу же включил магнитофонную запись на прослушивание. Фрагмент записи, который я слушал, был не очень длинным – минут десять. И из всей записи мне навсегда врезалась в память заключительная фраза командира экипажа вертолёта: «Майор Гагарин на борту!» Я был горд, что первым среди сверстников узнал столь волнующую новость.

Через несколько лет на месте приземления Гагарина был построен мемориальный гранитный памятник, ставший на долгое время одной из главных достопримечательностей Саратовской области. Тогда к памятнику приезжали во время свадеб саратовские и энгельсские молодожёны вместе с гостями на специально заказанных автобусах. Помню, что и в день моей свадьбы через семь лет после знаменитого полёта мы тоже большой компанией на нескольких машинах ездили в степь к этому памятнику.

Юрий Гагарин стал живым символом поколения шестидесятых. Вообще, надо сказать, что далёкие шестидесятые оказались для Советского Союза одним из самых великих десятилетий, когда страна действительно была на подъёме и во всём мире считалась второй крупнейшей державой. В те годы на подъёме были не только техника и наука, но и поэзия, и литература, и музыка...

Однако во время спуска корабля «Восток» произошло несколько нештатных ситуаций, которые при неблагоприятном развитии событий могли привести к гибели космонавта. Головная часть «Востока» состояла из двух частей, скреплённых между собой металлическими лентами и пиропатронами для их разделения. Главный отсек – капсула, в которой находился космонавт, – и приборный отсек соединялись между собой также и электрическими кабелями связи.

После начала спуска, когда начала работать тормозная двигательная установка, должно было произойти автоматическое отделение приборного отсека, но этого в заданное время не произошло. Кроме того, неожиданно началось вращение корабля вокруг своей оси. Тормозной системе пришлось «справляться» с большей массой, чем это было запроектировано, а значит, и скорость входа в атмосферу была несколько выше расчётной.

Но этот же фактор ускорил разделение отсеков сразу после входа в атмосферу: соединяющие отсеки электрические кабели попросту сгорели и отсеки разделились сами. Угроза катастрофы миновала. Отсек с приборами устремился к Земле и сгорел. А капсула с космонавтом продолжала запланированное движение к Земле. Наступила фаза аэродинамического торможения.

Согласно сообщению ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза – главный источник радио- и телеинформации того времени), приземление первого космонавта произошло в капсуле корабля. Это действительно происходило так в последующих полётах. Но не в первом. А первый полёт на самом деле завершился обычным парашютным приземлением.

Гагарин в своей книге «Дорога в космос» подробно рассказал о финишной части полёта и приземления. На высоте семь километров было произведено катапультирование из спускаемого отсека. А далее спускаемый отсек и космонавт завершили полёт на парашютах независимо друг от друга.

После катапультирования Гагарин увидел под собой знакомые географические очертания: Волгу и два города, друг напротив друга – Саратов и Энгельс. Самостоятельный спуск начался примерно в одном километре от левого берега Волги и поначалу Юрий Гагарин считал возможным вариантом приводнение на реку. Однако ветерок отнёс парашют с первым космонавтом в сторону заволжской степи, где и произошло окончательное приземление.

То, что первый космонавт приземлился в окрестностях Саратова, оказалось глубоко символичным. Почти десять лет отделяли полёт Гагарина от того момента, когда он приехал на саратовскую землю, чтобы поступить на учёбу в Индустриальный техникум offshore business banking. И на саратовской земле Юрий Гагарин впервые поднялся в небо, когда осенью 1954-го поступил в Саратовский аэроклуб.